О жизни нидерландского живописца 16 века Питере Брейгеле

"Питер Брейгель" , гравюра автор Ф.Галлем

"Питер Брейгель" , гравюра автор Ф.Галлем

Нам мало что доподлинно известно о месте рождения и жизни великого Нидерландского художника Северного Возрождения, основоположника  демократического течения  в искусстве Нидерландов 16 века, Питере Брейгеле, который  в своем творчестве,  с огромной силой и полнотой воссоздавал жизнь, настроения и мироощущения своего народа в канун  нидерландской буржуазной революции. Известно, что  в то же самое время, когда художники Флоренции и Рима создавали свои великие произведения искусства, в сообществе христианства и классицизма, на севере Европы, родился Питер Брейгель – человек, которому было назначено отобразить на своих полотнах совсем другой мир, реальный, жестокий, без прикрас.   Он родился на свет в 1525 году, когда гений знаменитого Микеланджело был в самом расцвете сил, и всего несколько лет прошло с тех пор,  как умер знаменитый художник Рафаэль,  а германский монах Мартин Лютер не побоялся бросить вызов могущественной Римско-католической церкви. Историки предполагают, что место рождения Питера Брейгеля – 

деревня в герцогстве Брабант, находящаяся чуть севернее нынешней бельгийско-голландской границы. Впервые его биография была опубликована в 1604 году в труде нидерландского живописца,  литератора, историка и искусствоведа Карела ван Мандера (1548-1606) – «Книга о живописцах». Питер Брейгель после своей смерти почти не оставил о своей жизни записок, заметок, писем. Историкам приходится полагаться на биографические сведения этого единственного источника.  Другим существенным источником,по которым мы можем догадываться о его жизни – это множественные гравюры, зарисовки, картины великого живописца.  Ничего неизвестно о детстве и юности Брейгеля, кроме того, как утверждает биограф в своей книге, что он был подмастерьем, учеником у живописца и издателя Питера Кука ван Альста (1502— 1550) годы  и их добрые отношения и привязанности продлились до самой его смерти. Первые свидетельствующие документы о жизни Питера Брейгеля относятся к 1550 годам. В то время ему было более двадцати лет.  Накануне 1952 года Питер Брейгель вступает в профессиональное объединение художников Гильдии св. Луки в Антверпене. Это означает, что период его учебы был завершен. В 1952 году Питер Брейгель отправляется в солнечную Италию – Рим, Неаполь, Палермо и Мессину, для повышения практического опыта, своего потенциала художника, за новыми связями и выгодными будущими заказами.  В 1553 году он посещает Рим, что следует из его датированных рисунков и, познакомившись с известным художником-миниатюристом  Джулио Кловио (1498—1578), будущим покровителем Эль Греко, некоторое время Питер Брейгель работает в его мастерской. Кловио восторгался талантом молодого нидерландского художника и купил у него несколько его работ, их них – вид Лиона и миниатюру “Вавилонская башня”. В своем путешествии в Италию, Брейгелю пришлось совершить переход через Альпы. Увиденные им альпийские горные пейзажи, необозримые красоты, представившиеся ему,  на всю жизнь оставили глубокое впечатление в сердце художника. Как пишет биограф:  ” Это путешествие произвело на него глубочайшее впечатление, и позже в работах художника стали постоянно возникать альпийские горы и холмы”.На родине Брейгеля были не популярны пейзажи. Питер возвращается домой и становится признанным мастером художником-пейзажистом. Еще в 1544 году он поступил в мастерскую крупного антверпенского гравера и издателя печатной графики Иеронима Кока (ок. 1510/20— 1570). По возвращению Кок издает  «Большую серию пейзажей» Брейгеля (1555 год). Ученые искусствоведы считают, что это Иероним Кок повлиял на решение художника ехать путешествовать по Италии. Он оставался главным заказчиком Брейгеля, до самого отъезда в Брюссель, которое произошло в 1563 году. Иероним Кок был не только крупным талантливым предпринимателем, но и большим знатоком искусства, обладавший художественным чутьем. Его типография процветала, а печатная продукция была добротная и популярная. При типографии был клуб, где собирались знатоки живописи. Исследователи полагают, что Кок давал советы на популярные сюжетные картины и рисунки с фантастическими образами. По многочисленным рисункам Брейгеля печатали популярные гравюры вплоть до конца 1550-х годов. Очень известные вошли в две серии: «Семь смертных грехов» (1558) и «Семь добродетелей» (1559—60). В последствии фантастические образы появились и в его живописи –  знаменитые картины «Битва Масленицы и Поста» (1559), «Игры детей» (1560), “Безумная Грэта” (1562). Общительный, шутливый характер Питера Брейгеля (Питер Шутник), талант и великолепные знания искусства позволили ему сблизиться с выдающимися людьми своего времени. В то время он подружился с известным картографом Абрахамом Ортелием (1527—1598). Ортелий состоял в религиозном обществе «Семья Любви». Члены этого общества провозглашали личную связь каждого человека с Богом, отрицая необходимость сложных ритуалов.  Неизвестно был ли Питер Брейгель членом этого общества, но их идеи мы находим в его картинах, как «Успение Богородицы» и «Иисус и грешница». Насколько известно из единственной биографии, Питер Брейгель жил один и в его доме была женщина-служанка, которая могла бы стать его женой при других обстоятельствах.  Но в начале 1960х годов в личной жизни Брейгеля начинаются перемены. Он делает предложение дочери своего первого учителя Питера Кука ван Альста и, молодые супруги Мейкен Кук и Питер Брейгель покидают Антверпене и поселяются в Брюсселе. Жить художнику осталось 6 лет, но он полон надежд и мечтаний на лучшие времена.  Предчувствия его не обманули: в этот короткий период его жизни он создает большинство своих знаменитых произведений. Они поселились в богатом доме одного из его больших покровителей. Брюссель был столицей, здесь были короли, герцоги, банкиры и просто богатые особы. Брейгелю представилась возможность найти новых богатых покровителей и заказчиков. В связи с переменами в личной жизни и переездом, художник пишет картины в другой композиционной манере. Для живописца Питера Брейгеля начинается другой период творчества. Его заказчиками были известные личности: кардинал Антуан Перрено де Гранвела, глава Государственного совета Нидерландов, банкир Николас Ионгелинк. По его заказу Питер Брейгель написал известную серию «Месяцы» («Времена года»).  В этот период художник написал большую часть своих знаменитых картин. Последние годы жизни Брейгеля совпали с политическими и религиозными потрясениями в его стране. После отречения от престола Карла V (1555 год)  править страной стал ненавистный всем испанский король Филипп II, правление которого закончилось восстанием в 1568 году. Началась гражданская война. Естественно, что в такое тяжелое время для большей части людей искусство отступило на второй план. Самочувствие художника ухудшилось. В то время Брейгель пишет картины, наполненные горечью, разочарованием и смирением.  Питер Брейгель умер 9 сентября 1569 года и захоронен в церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Его малолетние сыновья, Питер и Ян, впоследствии стали художниками и продолжили династию Брейгелей.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Ваш комментарий или трекбек: Адрес для трекбека.

3 отзывов на О жизни нидерландского живописца 16 века Питере Брейгеле

  1. When you think about it, that’s got to be the right asnewr.

  2. Как всегда на высоте!

  3. So that’s the case? Quite a relveation that is.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>