О творчестве художника Северной Европы Питере Брейгеле

На полотнах великого Нидерландского художника Питера Брейгеля,  сцены впечатляют своим  многообразием тем и диапазонов настроений: от благодушного до почти безумного, неистового веселья, от почти трагедии до смерти. От причудливых, фламандских фантазий и иллюстраций,  до шутливых пословиц и поговорок.  На “гобеленах” Брейгеля пейзажи имеют такой всеобъемлющий смысловой характер, что, созерцая их всегда можно “прочитать ”  философскую формулу взаимоотношений человека с природой.  На большей их части художник показывает нам символический смысл, как тонка грань между жизнью и смертью. На полотнах Питера Брейгеля нет ни одного типажа, объекта, который не нес бы смысловой нагрузки.  Например, на картине  “Сорока на виселице”   видим, как легкомысленно веселятся, танцуют под огромной виселицей, совсем не обращая на нее внимания,  как бы привыкнув к ней, крестьяне, окруженные деревьями, на которых распускаются молодые, зеленые листочки – символ надежды и жизни. Высоко в небе парит птица, вдали, в солнечной пыли, дымке, наблюдаем нежный пейзаж – это несбывшиеся, недосягаемые прекрасные мечты, еще не угасшие надежды на утраченную гармонию и разочарования нашего автора.

 На другом познавательном полотне Питер Брейгель приглашает нас на праздник во Фламандскую деревню 16 века. Мы можем шагнуть за раму гобелена и очутиться на масленичном карнавале – рядом с толстяком, который верхом на пузатой бочке , готов вступить в бой с тощей, изможденной фигурой старухи, символизирующей Великий пост; очутиться рядом с торговцами и лоточниками, предлагающими свой товар; затеряться в толпе простодушных зевак, глазеющих на бродячих комедиантов, когда те разыгрывают сцену, например, “Уродливая невеста”.

Брейгель,  изображая нравы толпы на масленичном гулянье, не ставит себе цели только описания быта своих соотечественников, а преследует гораздо более серьезные цели. И его снисходительная, незлобная усмешка над человеческими недостатками и слабостями, которыми обычно пронизаны его картины, сменяется беспросветным горем и мраком. Пример тому – библейская сцена : как всегда у него, толпа развлекается, горланит и пьет. Ребятишки бегают по лужам. Но на среднем плане картины, среди толпы и гулянья, видна маленькая фигура: упавший Христос под тяжестью креста. Христос пытается подняться и продолжить свой трудный путь к отдаленной “рощице”, но не деревьев, а виселиц. И мы, зритель, который ничего не подозревая,  забавлялся  потешными брейгелевскими персонажами, вдруг осознаем, что картина называется  “Несение креста”.  Тогда мы понимаем смысловую идею этой картины. Что нам хотел сказать художник: евангельская, иерусалимская Голгофа 16 веков спустя вполне может оказаться холмом где-нибудь в окрестностях  Антверпена.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Ваш комментарий или трекбек: Адрес для трекбека.

Один отзыв на О творчестве художника Северной Европы Питере Брейгеле

  1. Wow, this is in every repesct what I needed to know.

Ответить на Sree Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>