Мир Питера Брейгеля (1525-1569)

Брейгель –  великий Нидерландский живописец

 Брейгель –  великий Нидерландский живописец, который жил и творил, когда людям было известно о существовании только одного небоскреба, и они без труда узнали бы в неуклюжей громаде “Вавилонскую башню“.

Брейгель -  великий Нидерландский живописец
“Вавилонская башня” Питер Брейгель 1563

 В те далекие времена XVI столетия во Фландрии дух Средневековья был еще очень силен и это нам изобразил на своем полотне “Вавилонская башня” художник эпохи Северного Возрождения (Ренессанса)  Питер                Брейгель.

 Важнейшей задачей искусства того времени была проповедь христианской морали, воспита­ние благочестия и жизни по заповедям Христа. Художники севера Европы изображали человека маленьким и ничтожным, а присущие ему естественные слабости – греховными.

Брейгель - великий Нидерландский живописец

Брейгель Питер "Вавилонская башня"

 Библия занимала огромное место,  как в мыслях людей, так и в искусстве. И сюжеты своим картинам художники, в основном, брали из Священного писания.

Почитатели Брейгеля хорошо знали известную библейскую легенду о том, как царь Немврод, обуреваемый непомерным тщеславием и гордыней, приказал выстроить баш­ню высотой до самого неба, и о том, как покарал его Бог «смешением языков»: строители перестали понимать друг друга, и работа так и не была завершена.

Брейгель

 Немврод  затеял свою стройку в Вавилоне, Питер Брейгель же воздвиг свою баш­ню в родной Фландрии, в предместье шумного портового города,  где тес­нятся дома с остроконечными крышами. Подобное несоответствие нисколько не волновало сограждан Брейгеля :  они умели проводить назидательные па­раллели между прошлым и настоящим, и были убеждены в том, что душа человеческая так же охвачена греховной гордыней во Фландрии XVI века, как и в древнем Вавилоне.

Breghel -
“Вавилонская башня”, фрагмент “на плоту” 1565г

 Соотечественники Питера Брейгеля с молоком матери впитали понятие худо­жественной условности и понимали, что реальность, как бы точно ни ото­бражалась она на полотне, следует воспринимать и в символическом смысле – воспринимать и наслаждаться. Брейгель, как никто другой, владел даром сочетать символику и обыденность.

 

Брейгель - великий Нидерландский живописец

"Вавилонская башня" фрагмент, строители обтесывают стены

Из приведенных фрагментов картины вид­но: библейский сюжет так же густо заполнен современной художнику действительностью, как башня — строителями, обтесывающими и укладывающими камни, и грузчиками, перекладывающими грузы. В пыли копошатся в поисках корма цыплята; старая женщина – стряпуха подметает; царь Немврод, которого предшественники Брейгеля традиционно представляли как упоенного своей властью правителя, вполне заслужившего воздаяние за непо­мерную гордыню, на картине (слева на переднем плане) изображен фигурой на­столько мелкой и незначительной, что появление его даже не приостанавливает работы.

Брейгель -  великий Нидерландский живописец

"Вавилонская башня" фрагмент, строители обтесывают камни

Такой подход превращает величавый символ в жанровое полотно, и изображены на нем обыденные и повседневные труды простого рабочего человека,  которые были призваны осу­ществить «мировой проект», обреченный, впрочем, на провал.

По мотивам “Мир Брейгеля”  Тимоти Фут, Книжный клуб ТЕРРА 2003 г

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Ваш комментарий или трекбек: Адрес для трекбека.

Один отзыв на Мир Питера Брейгеля (1525-1569)

  1. Спасибо, хорошая статья. Подписался. http://www.linkedin.com/in/pavellivinskiy

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>