Формирование художественных стилей в искусстве и культуре в Средние века на юге и севере Европы

Художественные стили в искусстве севера и юга Европы

Художественные стили в искусстве Южного и Северного Возрождения

 Художественные стили в искусстве того или иного народа зависят от региона и традиций. Соборы высокие, остроконечные или большие, округлые – в этом   заключается художественный стиль в искусстве.

 Разные направления художественных стилей в архитектуре Северной и Южной Европы формировались в зависимости от региона проживания, природных условий, обычаев и исторических традиций народов.

 Так,  в Средние века на юге Европы,  где много солнечных, жарких дней в силу климатических условий, творчество архитектуры развивалось в направлении строительства больших храмов с куполами округлой формы, с небольшими проемами для окон, чтобы  предотвратить проникновение зноя и жары  в прохладные                                                       помещения собора.

Художественные стили в искусстве и культуре Южного и Северного Возрождения

 Творчество же архитекторов Северной Европы развивалось совсем в другом направлении и это тоже очень зависело от природных условий. Здесь летом мало солнечных дней, часто бывает пасмурно, холодно или прохладно, а зимой – метели и снегопады.

 Храмы на севере Европы строились в готическом стиле –  высокие с  остроконечными крышами, чтобы снег не задерживался, а скатывался. Оконные проемы были широкие, высотой во всю стену,  для большего проникновения света.

 В Средние века,  направление  художественных стилей в   искусстве мастеров-живописцев Северного и Южного Возрождения зависело  не только от региона проживания (юг или север), но и от обычаев народа и их традиций в  культуре и искусстве.  Художественные стили в искусстве живописи при этом развивались и формировались  в собственные направления. Самым главным направляющим звеном в развитии живописи была роспись фресками внутренних стен соборов и храмов.

Художественные стили в искусстве Южного и Северного Возрождения

 На юге Европы строили большие соборы с просторными, свободными  внутренними стенами, где было достаточно места для росписи фресками большого размера. На севере  Европы все пространство внутри собора занимали большие окна, и для росписи стен фресками места оставалось мало. Поэтому, в течение долгого времени, художественные стили в искусстве живописи севера развивались в направлении письма картин малого размера и человеческие фигуры на полотнах были мелкие.  Кроме этого, у народов севера широко развивались художественные стили в искусстве витражей. Ими украшали окна соборов и церквей, проемы куполов. В этом заключаются разные направления художественных стилей в искусстве живописи народов севера и юга Европы.

Художественные стили в искусстве Южного и Северного Возрождения

 Как мы уже говорили, в соборах Италии окна были маленькие, внутренние стены и своды были большие и свободные. Для художника было большое пространство для работы над заказом. Стены расписывали крупными фресками  на сюжеты Священного писания, соответственно канонам художественного стиля той эпохи, и человеческие фигуры  изображались в полный рост, чтоб прихожане могли их увидеть, потому что света в Храме было недостаточно. В этом направлении развивались художественные стили в искусстве живописцев-южан.

Художественные стили в искусстве Южного и Северного Возрождения

 А в Нидерландах, на севере Европы, живопись в Средние века начала развиваться с миниатюр, которые заказывала художникам богатая знать — иллюстрированные французские и фламандские часословы, молитвенники и календари, на полях которых изображали птиц, зверей, цветы. Календари украшались сюжетными картинками — времена года или быт и досуг простого народа и знати, с мельчайшими подробностями, которые можно было  разглядеть только через увеличительное стекло.

Художественные стили в искусстве Южного и Северного Возрождения Все-таки, как мы видим, климат, природа сильно повлияли даже на размер картин северян и южан. На юге Европы итальянские архитекторы строили большие соборы с узкими окнами и полотна у них, и фрески на стенах соборов были крупного плана.

 Фрески писались на сюжеты Священного писания и  фигуры изображались крупными, чтобы прихожанам было их видно.  А на севере Европы в храмах не оставалось большого свободного пространства для росписи стен, и живопись развивалась в направлении миниатюр. По этой причине живописцы севера достаточно долгий период на своих полотнах человеческие фигуры не писали крупным планом, а храмы и  соборы украшали витражами.

Художественные стили в искусстве

 Климат и природа места проживания человека влияют на становление его характера и темперамента. Теплая, солнечная Италия, которая почти не знает снега, ее синее, Средиземное море, ее округленные холмы, оливковые рощи — все напоено светом, теплом и покоем, и природа благосклонна к человеку.

 В дремучих северных лесах всегда человека поджидала  опасность –  хищные звери, а во время приливов и отливов Северное холодное море пожирает тысячи километров лучших земель Голландии и Бельгии. Наступает зима и все погружается во мрак на долгие, холодные месяцы. Чтобы противостоять этой природе, человеку необходимы все его  физические и душевные силы. 

 Английский критик 19 века  Джон Рескин одним из первых оценил силу и мощь мастеров Северного Возрождения.  В 1860 году он  выразился о разнице между художественными стилями в искусстве Северян и Южан:  “Покуда Фра Анжелико молился и стенал под сенью олив, в сырых долинах Фландрии люди занимались другим  – усмиряли бешенство морской стихии, рыли бесчисленные каналы, вгрызались в промерзшую глину, бережно и терпеливо выводили породы могучих лошадей и тучных коров, спасались за прочной кладкой кирпичных стен от ледяных ветров и снега.

 Неудивительно, что от таких трудов корявыми становились пальцы на загрубевших ладонях, тела коренастыми,  а наградой за усердный труд было грубое веселье, в праздники по случаю сбора урожая или “Рождества Христова”. Рескин считает, что тяжелый, физический труд, холод и ветер огрубляли душу и тело человека.

  Художественные стили в искусстве и культуре народов Северной Европы   формировались в обществе, в котором жили благородные и богочестивые мастера литературы, архитектуры и живописи. Они с горечью говорили о своей глубокой уверенности, что человек, находясь в уродстве повседневной жизни в борьбе за выживание, ни духовным, ни физическим ростом не дотягивает до гармоничного идеала в образе полу святого, которого изображали итальянские художники на своих полотнах. Что он, человек, существо низшее, похотливо-уродливое, греховное, слабое, не может жить по Христовым заповедям и никогда не попадет в “райские сады”.

 Теперь становится понятно, почему великие мастера севера изображали человека уродливым, жалким, и даже безобразным. Вовсе не потому, что они были неспособными, а искусство их примитивное, совсем наоборот – это были талантливые мастера,  высоко благородные люди и изображали жизнь в действительности, без прикрас, со всеми ее недостатками, как есть и даже более того, чем есть. В этом заключается их художественный стиль в искусстве, в творчестве  живописи – направление необычное, не воспевающее человека, не приукрашивающее, не восхваляющее, а наоборот – уничижительное, изобличающее, порицающее греховность и человеческую слабость и несовершенство..

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Ваш комментарий или трекбек: Адрес для трекбека.

26 отзывов на Формирование художественных стилей в искусстве и культуре в Средние века на юге и севере Европы

  1. Задумалась о том как климат влияет на характер людей и восприятие прекрасного!

  2. Очень интересный сайт и необычная тематика, удачи Вам в его развитии.

  3. Храни Вас Бог от житейских невзгод,
    От тяжких болезней, душевных тревог.
    Пусть будет побольше безоблачных дней,
    Согретых любовью родных и друзей.

    С праздником 8 марта!

  4. У Вас отличная тема сайта. Продолжайте в том же духе. Не останавливайтесь!

  5. Очень интересно почитать ваши статьи.

  6. spb
  7. Просто спасибо, за красивые мысли вслух

  8. Good to see real expertise on display. Your coiirnbutton is most welcome.

  9. Владимир Любарский.

    Света, отправляй мне свои тексты на редактирование. Нехорошо, когда такие разумные мысли излагаются безграмотным языком. Ценность сайта проигрывает. Я готов редактировать твои тексты бесплатно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>