Главная

"Питер Брейгель" ,  гравюра

“Питер Брейгель” , гравюра, автор Филипп Геллем

На полотнах великого Нидерландского художника Питера Брейгеля (1525-1569г), сцены впечатляют своим  многообразием тем и диапазонов настроений: от благодушного до почти безумного, неистового веселья; от почти трагедии до смерти; от причудливых, фламандских фантазий и иллюстраций,  до шутливых пословиц и поговорок.  

На гобеленах Брейгеля пейзажи имеют такой всеобъемлющий смысловой характер, что, созерцая их, всегда можно “прочитать”  философскую формулу взаимоотношений человека с природой.  На большей их части художник показывает нам символический смысл –  как тонка грань между жизнью и смертью. На полотнах Питера Брейгеля нет ни одного типажа, объекта, который не нес бы смысловой нагрузки. 

 

"Сорока на виселице" (1568)

“Сорока на виселице” (1568)

Последняя картина художника  “Сорока на виселице”, которую он написал в 1568 году, за год до своей смерти, отражает его двойственное, почти трагическое, душевное состояние – это и последствия глубокого разочарования художника, и надежда, стремление вернуть потерянную  гармонию,  и понимание невозможности возврата к прошлому.

Питер Брейгель особо ценил эту картину и завещал ее своей жене Мейкен Кук.

Мы наблюдаем как беззаботно веселятся, танцуют крестьяне под огромной виселицей, совсем не обращая на нее никакого внимания, как бы привыкнув к ней, окруженные деревьями, на которых распускаются молодые, зеленые листочки – символ надежды и жизни. Высоко в небе парит свободная птица; вдали, в солнечной пыли и дымке, видим нежный пейзаж – это образы несбывшихся надежд и мечтаний, недосягаемые прекрасные мечты, но еще не угасшие надежды на утраченную гармонию.  

 

"Битва Масленицы и Поста" (1559)

“Битва Масленицы и Поста” (1559)

На другом познавательном полотне “Битва Масленицы и Поста”  (1559) Питер Брейгель приглашает нас на праздник во Фламандскую деревню 16 века. Мы можем шагнуть за раму гобелена и очутиться на масленичном карнавале – рядом с толстяком, который верхом на пузатой бочке , готов вступить в бой с тощей, изможденной фигурой старухи, символизирующей Великий пост; очутиться рядом с торговцами и лоточниками, предлагающими свой товар; затеряться в толпе простодушных зевак, глазеющих на бродячих комедиантов, когда те разыгрывают какую-нибудь сцену. На этой картине художник  запечатлел момент шутовского поединка Масленицы и Поста, в образы которых нарядились уличные комедианты. В Нидерландах на масленичных гуляньях проводились ярмарки, на которых всегда было многолюдно, шумно и весело, были сцены и представления. А на этой картине изображен момент, когда артисты в ярких карнавальных костюмах вышли и затерялись в толпе людей, празднующих, и снующих и спешащих по своим житейским делам. Рассматривая это произведение,  мы  видим, как бурлит жизнь на площади: здесь и танцуют, и играют, и торгуют,  работают, просят милостыню, даже хоронят. Площадь на этой картине  символизирует наш мир – большой и многообразный. Через площадь проходят двое людей – мужчина и женщина, наряженные пилигримами, и карлик, с зажженным факелом, показывая им путь.  Кто они и кто этот карлик?

"Путь на Голгофу" (1564)

“Путь на Голгофу” (1564)

Брейгель,  изображая нравы толпы на масленичном гулянье, не ставит себе цели только описания быта своих соотечественников, а преследует гораздо более серьезные цели. И его снисходительная, незлобная усмешка над человеческими недостатками и слабостями, которыми обычно пронизаны его картины, сменяется беспросветным горем и мраком. Пример тому – библейская сцена : как всегда у него, толпа развлекается, горланит и пьет. Ребятишки бегают по лужам. Но на среднем плане картины, среди толпы и гулянья, видна маленькая фигура: упавший Христос под тяжестью креста. Христос пытается подняться и продолжить свой трудный путь к отдаленной “рощице”, но не деревьев, а виселиц. И мы, зритель, который ничего не подозревая,  забавлялся  потешными брейгелевскими персонажами, вдруг осознаем, что картина называется  “Несение креста”.  Тогда мы понимаем смысловую идею этой картины. Что нам хотел сказать художник: евангельская, иерусалимская Голгофа 16 веков спустя вполне может оказаться холмом где-нибудь в окрестностях  Антверпена. 

"Вавилонская башня" (1563)

“Вавилонская башня” (1563)

В те далекие времена, когда жил и творил Питер Брейгель, людям было известно о существовании только одного небоскреба, и они без труда узнали бы в неуклюжей громаде   “Вавилонскую башню”. Почитатели Брейгеля хорошо знали известную библейскую легенду о том, как царь Немврод, обуреваемый непомерным тщеславием и гордыней, приказал выстроить баш­ню высотой до самого неба, и о том, как покарал его Бог «смешением языков»: строители перестали понимать друг друга, и работа так и не была завершена. Немврод  затеял свою стройку в Вавилоне. Брейгель же воздвиг свою баш­ню в родной Фландрии, в предместье шумного портового города,  где тес­нятся дома с остроконечными крышами. В отличие от пестроты работ антверпенского  периода, эта картина удивляет зрителя своим спокойствием. Она, как амфитеатр Колизей, который Брейгель видел в Риме, во время своего путешествия по Италии. На этажах этой громадины кипит работа:  крепятся блоки, устанавливаются лестницы, мостки, работают рабочие. Из фрагментов картины, приведенных на следующих страницах, будет вид­но: библейский сюжет так же густо заполнен современными художнику реали­ями, как башня — строителями, обтесывающими и укладывающими камни. В пыли копошатся в поисках корма цыплята; старая стряпуха подметает; царь Немврод, которого предшественники Брейгеля традиционно представляли как упоенного своей властью правителя, вполне заслужившего воздаяние за непо­мерную гордыню, на картине (слева на переднем плане) показан фигурой на­столько мелкой и незначительной, что появление его даже не приостанавливает работы. Такой подход превращает величавый символ в жанровое полотно, и за­печатлены на нем обыденные и повседневные труды.. Но строители уже не общаются – видимо,  они не понимают друг друга. Не потому ли, что у них случилось “смешения языков”? А строительство где-то еще идет полным ходом, а кое-где башня уже рушится. 

"Охотники на снегу"  (1565)

“Охотники на снегу” (1565)

Питер Брейгель первым из крупных художников стал писать пейзажи, подняв этот жанр живописи на высоту, придав ему объемность и глубину, сделав его не плоским, задним фоном, на котором описывался эпизод, сцена из Священного Писания. Одна из самых его больших побед в этом направлении  – полотно “Охотники на снегу”, (1565 г), которая  принесла ему мировую славу великого художника. Это полотно относится к серии «Времена года»,  и было написано по заказу крупного заказчика брюссельского банкира Николаса Ионгелинкома. До нашего времени сохранились только пять картин этой серии.  Вероятнее всего эта картина относится к январю. Питер Брейгель с необыкновенной правдивостью изобразил  шагающих по заснеженному обрыву крестьян-охотников. Он, как никто другой из его современников или последователей сумел на полотно естественно передать сам дух северной зимы, нависшей над всем миром и пригибающей маленькие темные фигурки охотников к земле. На заднем плане художник изобразил свои любимые альпийские пейзажи гор, очень полюбившиеся ему в юности во время путешествия в Италию. Заснеженные пики альпийских гор хорошо просматриваются с высоты этого холма. На переднем плане, внизу слева видим на белом снегу силуэты охотников и собак. Охотники устремляются в глубь полотна, а собаки еще разгорячены погоней и принюхиваются к следам. Вдали у подножия холма изображены фигурки катающихся людей на коньках. Рядом с домом художник показал нам очень популярный бытовой сюжет – на костре опаляют убитого зверя. Яркий огонь костра, с летящими искрами, подчеркивает холод зимнего январского дня. А внизу мы видим заснеженные крестьянские домики с заснеженными крышами и множественными сосульками.  Эта картина  является резким контрастом между искусством художников Северной Европы  и работами итальянских современников Брейгеля, у большинства из которых живопись и повседневность никак не сочетались рядом.

"Синий плащ" (1559)

“Синий плащ” (1559)

На картине “Синий плащ” Питер Брейгель представляет нашему взору  мир, наполненный глупостью,  абсурдом, которым наполнены фольклорные изречения – пословицы и  поговорки. Центральный образ изображенный на этом полотне – фигура рыжей и полнотелой молодой женщины, которая окутывает мужа-рогоносца синим плащом, скрывая под ним свою супружескую неверность. Во Фландрии Х века синий цвет символизировал обман и ложь. Этот мир не вымысел художника: он существует во фламандской деревне, улицы и дворы которой стали местом действия более сотни нидерландских пословиц и поговорок. Эту замечательную картину Брейгеля можно рассмотреть детально вблизи. Многие из пословиц в ходу и сегодня. Здесь можно  увидеть живописное воплощение и воина, вооруженного до зубов, и лжеца с двумя ртами. Нужно быть гением Брейгеля, чтобы так визуально изобразить подобие словесных образов, так обогащающих наш язык, и горестных размышлений человека о собственной злосчастной судьбе. Как сказал один из современников художника, немецкий писатель Себастьян Франк, «все мы перед лицом Господа выставленные на посмешище –  врали и скоморохи». Питер Брейгель, трактуя черный юмор Фландрии ХУI века, затмевает своей язвительностью самую злую политическую карикатуру в наших сегодняшних газетах. По-видимому, эта картина была его первое произведение, изображающее человеческие действа. Во Фландрии существовала давняя традиция  – иллюстрировать пословицы и поговорки: делались рисунки, резались гравюры, вышивались коврики. Но ни один автор не собрал их вместе с такой композиционной стройностью, изобретательностью и художественным совершенством.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

12 отзывов на Главная

  1. Отличная статья и сайт у вас отличный! Развивайте свой сайт и он начнет приносить прибыль! Главное обучится всем знаниям которые дает Твой Старт, терпение и не останавливаться на достигнутом! И результат не заставит ждать, если знаешь что и как делать.
    Без прибыли и подписчиков, сложно себя мотивировать.
    Поставили цель, добейтесь! У вас все получится! Удачи!

  2. Вера

    Светочка, какая ты умница! Невероятно интересно, спасибо тебе.

  3. У Вас сайт, хороший очень! Шаблон красивый, содержание интересное! Учусь в Старт Ап проекте. Нравится. А Вы!? Как долго, вернее, сколько времени, ушло у Вас на обустройство сайта? Сколько уделяете ему сейчас? Заходите в гости! Вам, буду рад! Дружим сайтами?! Успехов Вам творческих, благополучия достойного. Так держать!

    • Благодарю Вас очень! я с курса 1 декабря – pr-kurs. Мало времени уделяю, очень. Не по лени, а просто некогда. А работать с сайтом мне очень нравится – учиться, материал готовить, наблюдать за его ростом и моим.. думала, что на работе будет время, а все изменилось, теперь некогда. В учебе я очень отстаю; знаю точно, что я это занятие не оставлю. А тема готовая была, главное ее увидеть, что здесь сложного, сложней подобрать тему, нишу, как говорят. Может есть другие школы, я буду здесь учиться. К Вам на сайт обязательно зайду, попозже. Хорошо? Удачи Вам, а оптимизмом поделюсь.

    • Ppl like you get all the brains. I just get to say tahkns for he answer.

  4. royarymbops xaikalitag Fubseknounk http://usillumaror.com – iziananatt Drampaype http://gussannghor.com voigmemeBug

  5. ты просто Золото ! хороший блог
    Gregory http://test-page.ru/

  6. Спасибо, много полезного почерпнул.

  7. Well I guess I don’t have to spend the weekend firngiug this one out!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>