О Питере Брейгеле – художнике Северного Возрождения
Всем известные, прославленные произведения итальянского Ренессанса переносят нас в идеальный мир, лишенный примет места и времени, озаренный
солнцем , светом и благодатью. Мир, где боги и ангелы встречаются так же часто, как и смертные люди. В этих произведениях люди величественны – государи и философы, пастухи и мастеровые. Они столь исполнены достоинства, важности. А женщины так прекрасны, без принадлежности к сословию, чуть слегка скрывающие свою мраморную наготу под прозрачным покрывалом или одеянием, ниспадающим мягкими складками. Их длинные и густые волосы струятся водопадом по обнаженным плечам. На протяжении многих веков эти образы дарили нам наслаждение, мы любовались ими. Когда говорят об эпохи Возрождения, то имеют в виду именно вклад в мировую историю искусства итальянских мастеров. А в то же самое время, когда художники Флоренции и Рима создавали свои великие произведения искусства, в сообществе христианства и классицизма, на севере Европы, родился человек, которому было назначено отобразить на своих полотнах совсем другой мир-мир реальный, жестокий, без прикрас. Его имя – Питер Брейгель. Он родился на свет в 1525 году, когда гений знаменитого Микеланджело был в самом расцвете сил, и всего несколько лет прошло с тех пор, как умер знаменитый художник Рафаэль, а германский монах Мартин Лютер не побоялся бросить вызов могущественной Римско-католической церкви. В это же, примерно, время вернулся к родным берегам один из кораблей португальского мореплавателя Фердинанда Магелана, первым совершившим кругосветное путешествие. Историки предполагают, что место рождения Питера Брейгеля – деревня в герцогстве Брабант, находящаяся чуть севернее нынешней бельгийско-голландской границы. Тогда оба государства входили в состав 17 графств, герцогств и епископств, носивших общее название Нидерланды. Еще при жизни Брейгеля, там укрепился протестантизм и его приверженцы, воодушевленные патриотическим чувством, восстали против династии Габсбургов, владычества католических испанских и Римских государей. В результате восстания, гораздо позже (это было в 1567 году), началась многолетняя война, известная в истории как Восьмидесятилетняя, которая оказала большое воздействие на весь ход европейской истории. В последствии, семь ceвepных нидерландских провинций образовали независимую демократическую лютеранскую Голландию. А оставшиеся провинции, расположенные на территории современной Бельгии, остались под властью католиков. Так небольшая горстка людей смогла одолеть могущественных защитников Ватикана, добиться политической независимости и права исповедовать ту религию, которая им была ближе. В ту далекую эпоху в Нидерландах люди часто оказывались в ситуации противоречий между государством и верой. Выбор для многих мог означать гонения, потерю имущества, пытки и даже смерть. Люди вынуждены были скрываться в чужих странах, менять свое имя, скрывать свои мысли и взгляды. Историки и искусствоведы, в силу скудных сведений о жизни Питера Брейгеля в то время, назначали ему невероятные роли – то зачисляли мастера в тайные агенты протестантов, то обвиняли в пособничестве католическим властям. Почти нет достоверных фактов о личной жизни художника – известно, что он в 1551 году жил в Антверпене (остался там после учебы в Риме), и носил фамилию Brueghel. А через 8 лет почему-то из его фамилии исчезла буква h, и он стал носить фамилию Bruegel, вариант который нам хорошо известен сегодня. Позже художник переехал в Брюсель и в 1563 г, женившись на дочери художника Питера Кука ван Альста, положил начало династии Брейгелей. Его два сына, Питер и Ян, в последствии стали художниками. И их дети тоже стали художниками. Но изменилась история, пришли другие времена, и его дети вернули букву h на свое место. Все они известны под фамилией Brueghel..
Добавьте
постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через
RSS-ленту этой статьи.